Логопед - я, и этим горжусь!

 

На свете так много различных профессий

И в каждой есть прелесть своя,

Но нет благородней, нужней и чудесней,

Чем та, кем работаю я!

И пусть возражают, что трудно порою,

Но в детские глазки вгляжусь

Работу свою я люблю беззаветно.

Логопед - я, и этим горжусь!

 

 

 

 

 

 

Родителям

5 из 8 Подписаться на RSS

Игры с массажным мячиком


"УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ"  В.А.Сухомлинский

Для развития мелкой моторики, речи, внимания у детей часто используют пальчиковые игры. Благодаря пальчиковой гимнастике развиваются творческие способности, скорость мышления, улучшается настроение. В Китае еще в древности были распространены игры с каменными шарами, а в Японии с грецкими орехами.

В настоящее время появилось большое разнообразие атрибутов для игр с пальчиками. Очень полезен для таких занятий массажный мячик.

Массажный мячик предназначен для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и ступней ног. Игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Мячик является хорошим средством снятия напряжения мышц и устранения последствий стресса. Закругленные массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные точки рук и ступней.

Для игр с мячиком хорошо использовать различные стихотворные тексты:


Мячик-ёжик мы возьмем        (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем               (катаем между ладоней)

Вверх подбросим м поймаем ( подбросить мячик)

И иголки посчитаем              (пальчиками нажимать на шипы)

Пустим ежика на стол           (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем         (прижимаем мячик)

И немножко покатаем            (катаем по столу)

Потом ручку поменяем...        


Как определить, что у ребенка дизартрия?

Очень часто в своей практике логопеды сталкиваются с детьми с  дизартрией (стертой дизартрией)

Дизартрия - это речевое расстройство, при котором нарушаются движения речевого аппарата, а вследствие этого нарушается звукопроизношение, речь становится малоразборчивая, нечеткая, смазанная. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается речевое дыхание, темп, ритм, голос и мелодичность речи.

Что нарушается при дизартрии?

1. Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба, лица)

2. Нарушается подвижность артикуляционных мышц.

3. Нарушается звукопроизношение. Нарушается не один, а сразу несколько звуков

4. Нарушается речевое дыхание. Речь ребенка "затухает" к концу фразы. Ребенок дышит очень часто. 

5. Нарушается голос. Нарушенный голос часто звучит выше, чем должен быть.

6. Нарушается мелодичность и интонация голоса, темп и ритм речи. Речь ребенка монотонна, замедленна или наоборот слишком быстрая.Ребенок не может самостоятельно менять высоту тона.

7. Слюнотечение. Слюнотечение может быть как постоянным ,так и усиливающимся при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии.

 Чтобы поставить точный диагноз, нужно обратиться к  специалисту. 

Упражнения для выработки хорошего почерка

Упражнение №1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют в обратном порядке.

Упражнение №2. Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение №3. Дети зажимают ручку средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.

Упражнение №4. На столе лежит десять-пятнадцать карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол. Упражнение №5. Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение №6. Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают ее в правую руку и так далее. В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.

Стихи для звука Р

Стихи и скороговорки для звука Р

Три тропки, три трубки

На травке тропка, травка на тропке.

Трое трубачей трубили в трубы.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Все бобры добры для своих бобрят.

Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.

* * *

Тры – тры- тры, тры- тры-тры,

В лагере горят костры.

Тру –тру – тру, тру- тру – тру,

Нас зовет труба к костру.

Тра – тра – тра, тра – тра – тра,

Поем песни у костра.

Тро – тро – тро, тро – тро – тро,

Летит время быстро.

                           *

У пригорка Егорка объегорил волка

                           *

33 вагона в ряд тараторят, тарахтят

                           *

Тара – тара – тарара

Вышли в поле трактора.

Чистоговорки

Ра – ра – ра – спать пора

Ро – ро – ро – наступило утро

Ры – ры – ры – жужжат комары

Ра – ра – ра – вставать пора

Ро – ро – ро – я уронил ведро

Ры – ры – ры – продаю топоры

Ра – ра – ра – кушать пора

Ро – ро – ро – я уронил перо

Ры – ры – ры – страшные пожары

Ра – ра – ра – интересная игра

Ры – ры – ры - разные приборы

Ра – ра – ра – мышиная нора

Ру – ру – ру – подбавь пару

Ро – ро – ро – плачет Пьеро

Ра – ра - ра – крутая гора

Ры – ры – ры – убегают воры

 

 

Зеркальное письмо у детей

Зеркальное письмо у детей

     В последнее время все чаще родители стали обращаться с вопросом: «Что делать, если дети пишут буквы и цифры зеркально?»

    Такие проблемы часто встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии (нарушения письма).

    Если ребёнок дошкольного возраста, до момента начала обучения грамоте, не приобрёл умения сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв.

    Так же зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

    Проблема «зеркального» письма требует своевременной коррекции. Помочь ребенку в этом может не только учитель, но и родители.

 Упражнения для устранения зеркального письма

 

1. Развитие у ребенка умения ориентироваться на собственном теле. Воспитание четкой дифференциации правой и левой руки. (Какая рука у тебя правая? А какая левая? В какой руке ты держишь карандаш, ложку? Стул слева или справа от тебя? и т.д.)

2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

3.  Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.

4. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

5. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.

6. Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы),  в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами).

Для более младших детей можно использовать это упражнение, рисуя вместо букв знакомые им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

7.  Нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».

8.  Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке.

9.  Демонстрация букв в разном положении.

10. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.

11.  Игра «Морской бой». Правила этой игры известны всем. В данном случае для «координатной сетки» берутся буквы и заглавные, и  строчные.

12. Поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумлённых» букв.

13.  Реконструирование букв.

Например из буквы Р можно сделать букву В, дорисовав один элемент, а из буквы Н получится буква П, если передвинуть всего одну палочку.

14. Определение букв, которые можно выложить из трёх, четырёх или из двух палочек (И, А, П, Н, С, Ж Г, Т, К).